Вопросы и ответы по бухгалтерскому сопровождению

1. Здравствуйте! Можно ли учитывать суммы НДФЛ в составе расходов, уплачиваемые ИП на УСН (доходы минус расходы) по аренде тран. ср-ва, с учетом, если в договоре аренды указана арендная плата, включая НДФЛ?

На Ваш вопрос подробно отвечает  Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов. Одновременно если вы арендуете транспортное средство то Вы обязаны исчислить и уплатить НДФЛ, и соответственно согласно ст. 346.5. уменьшить доходы на сумму данных расходов.

2. Мы работаем по УСН. Доходы минус расходы. Вопрос такой: когда мы оплатили материалы, эти деньги можно сразу учитывать в расходы или после получения накдадных на эти материалы, то есть в расходы учитывать по дате оприходования материалов, а не оплате?

Материалы учитываются в расход, только в момент их использования (передачи в производство). Например, вы купили канцелярские товары, вы их получили по накладной, они у Вас лежат в на складе и в момент когда сотрудник возьмет их со склада, это и будет являться момент их использования. Если фирма небольшая и нет склада, то можно в момент получения канцелярских товаров сразу их использовать и отнести в расход. Для этого все равно необходимо оформить накладную на перемещение материала в использование.

3. В каких нормативных документах дается определение кредиторской и дебиторской задолженности?

Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Поскольку термин "дебиторская задолженность" не определен в НК РФ, его расшифровку следует искать в документах, регламентирующих бухгалтерский учет. В нормативных документах по бухгалтерскому учету нет определения дебиторской задолженности. Видимо, по причине его очевидности данный термин не расшифрован даже в приказе Минфина России от 10.03.99 № 19н, которым утверждена форма отчетности "Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации". Тем не менее, в постановлении Госкомстата России от 02.10.02 № 193 термин "дебиторская задолженность" определен как любая задолженность (долг перед организацией).

Дебиторская задолженность - права требования, принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Кредиторская задолженность - заемные денежные средства, временно привлеченные предприятием, организацией и подлежащие возврату.

4. Наша организация небольшая. Среднесписочная численность сотрудников за прошлый год составляет 50 человек. Работаем на общем режиме налогообложения. Однако сотрудники нашей налоговой инспекции постоянно требуют представлять одновременно с бумажной отчетностью декларации в электронном виде (на дискете). Насколько законны такие требования?

Такие требования незаконны. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны представлять по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". За исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета. Согласно пункту 6 статьи 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность представления в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности в электронном виде.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляется в инспекцию по месту, где компания состоит на учете, по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде установлена статьей 80 Налогового кодекса РФ только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, в частности тех, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых превышает указанный предел. Поскольку ваша организация не удовлетворяет указанным критериям, то и сдавать отчетность в электронном виде она не должна. Подобного мнения придерживается и Минфин России в письме от 24 июля 2009 г. N 03-02-07/1-385.

5. Зачем нужно ведение бухгалтерского учета?

Любой бизнесмен, и особенно начинающий, должен ориентироваться и в налогообложении, и в бухгалтерском учете, и во многих других вопросах.

Бухгалтерский учет и налоги - это разные понятия. Расчет налогов входит в обязанности бухгалтера, и суммы налогов отражаются в бухгалтерском учете. Однако налоги - это только часть бухучета. Бухгалтерский учет – это такая система обработки данных, которая позволяет удобно и наглядно разместить и обобщить всю информацию о каждой хозяйственной операции, каждом движении денежных средств и другого имущества, обо всех задолженностях покупателей (заказчиков) и долгах самой организации.

Бухгалтерский учет нужен прежде всего для удобства собственников бизнеса. Но налоговым органам тоже интересно, каково финансовое положение налогоплательщиков. И поэтому организации, индивидуальные предприниматели, а также плательщики ЕНВД должны сдавать бухгалтерские отчеты и декларации в ИФНС.

6. Какими неприятностями для фирмы грозит отсутствие бухгалтерского учета?

Если организацией не представляется в налоговую инспекцию бухгалтерская или налоговая отчётность - то в первую очередь налоговые органы арестовывают банковские счета, что приводит к приостановлению деятельности фирмы. Затем на руководителя и организацию накладываются штрафы. При этом счета не будут разблокированы до тех пор, пока руководитель лично не приедет в ИФНС получать протокол об административном штрафе. Отсутствие отчётности (или недостоверная отчётность) приводит к тому, что руководство, учредители и другие заинтересованные лица (кредиторы, деловые партнёры, инвесторы) не имеют возможности получить полную и достоверную информацию о деятельности организации и её имущественном положении. Если организацией не ведётся учёт или отсутствуют первичные документы - то при проведении налоговой проверки будут дополнительно начислены налоги и пени, наложены штрафы

Отсутствие учётных регистров или первичных документов не позволяет контролировать сохранность товарно-материальных ценностей, денежных средств и иных активов предприятия, а также оперативно получать информацию о состоянии расчётов с кредиторами и дебиторами. Но более важно, что отсутствие целостного бухгалтерского учета не позволяет аргументированно возражать на налоговые претензии в случае проведения налоговой проверки.

7. Организация (ООО) находится на УСН (доходы-расходы), учредителями являются физические лица - резиденты РФ. Что является основанием для выплаты дивидендов учредителям: баланс по упрощенной форме или налоговая декларация за год?

В соответствии со ст. 28 Закона N 14-ФЗ об ООО, общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. При принятии решения о распределении прибыли необходимо учитывать ограничения, установленные ст. 29 Закона N 14-ФЗ, а именно: общество не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между участниками общества и выплачивать дивиденды: до полной оплаты всего уставного капитала общества; если на момент принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" или если указанные признаки появятся у общества в результате принятия такого решения и выплаты дивидендов; если на момент принятия такого решения и выплаты дивидендов стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения или в результате выплаты; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Поэтому, для распределения прибыли между участниками ООО и выплаты им дивидендов следует определить: величину чистой прибыли, стоимость чистых активов.
Далее соотнести стоимость чистых активов с размером уставного капитала.

Чистые активы - это балансовая стоимость имущества общества, уменьшенная на сумму его обязательств. Стоимость чистых активов определяется по последнему утвержденному в установленном порядке бухгалтерскому балансу общества. До принятия решения о распределении между участниками дохода обществу следует иметь бухгалтерскую отчетность для определения величины чистых активов и соотнесения ее с размером уставного капитала. В противном случае, если общество произведет выплаты участникам, не соблюдая требования Закона «Об ООО», то эти выплаты будут признаны не дивидендами, а доходом участников общества. Налогообложение дивидендов и доходов облагается разными ставками (9% и 13% соответственно). Организация, выплачивая дивиденды (или доход) физическому лицу-резиденту РФ, будет выступать в роли налогового агента по НДФЛ (ст. 214 НК РФ). Право на выплату дивидендов подтверждается данными бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Однако, сдавать в налоговый орган указанные документы не нужно.

8. Я ИП на УСН. Нужно сдать отчетность за 2011 год. Что и куда сдавать, так как нет опыта и страшно.

Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения без наемных работников за 2011 год должен сдавать следующую отчетность:

В налоговую инспекцию:

До 01.02.2012 г. – Налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год форма по КНД 1153005, при наличии земельного участка. До 30.04.2012 г. — Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с  применением упрощенной системы налогообложения за 2011 г. форма по КНД 1152017.

В пенсионный фонд:

До 01.03.2012 г. — Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на  обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на  обязательное пенсионное страхование , в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования  плательщиками страховых взносов , не производящих выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам за 2011 г. по форме РСВ — 2 ПФР. До 01.03. 2012 г. - индивидуальные сведения за себя за 2011 г. Форма АДВ-6−2, Форма СЗВ-6−2.

В Фонд социального страхования:

Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников (в отличие от ИП у которых есть работники — для этой категории регистрация в ФСС РФ обязательна!) имеют право не регистрироваться в Фонде социального страхования РФ. В этом случае они взносы за себя в ФСС РФ не платят,  и не сдают отчетность в ФСС РФ. Но если есть желание это сделать, то  добровольно могут регистрироваться в ФСС РФ, и тогда ежеквартально (до 15−го числа месяца следующего за отчетным кварталом) необходимо сдавать за себя отчетность по форме 4−а ФСС РФ, и оплачивать за себя взносы в ФСС РФ.

9. Подскажите пожалуйста, у меня ООО, деятельность не ведется, но я сдаю нулевые декларации как положено. У фирмы есть счет в банке, могу ли я им воспользоваться для перечисления средств (или могут ли мне перечислять средства на счет фирмы)?

Любые движения денежных средств по расчетному счету Вашей организации должны быть отражены в бухгалтерском учете, а соответственно  могут повлиять и на налоговую отчетность.

10. Я занимаюсь розничной торговлей. Снимаю в аренду угол и зарегистрирована как ООО. Система налогообложения, это ЕНВД. Имею ли я право с торговой выручки не сдавая ее в банк покупать для дальнейшей реализации товар?

Есть определенные ограничения по полученной выручке. Советую проконсультироваться в Вашем банке. Основными документами, регламентирующими действия организаций при осуществлении кассовых операция, являются: Положение о правилах наличного денежного обращения на территории РФ, порядок ведения кассовых операций в РФ. Для установления величины лимита организация представляет в банк, осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание, специальный расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима её деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Организации могут сдавать наличные денежные средства в банк ежедневно, на следующий день или один раз в несколько дней. В положении оговорена возможность применения каждого варианта. Организациям, расположенным в населенном пункте, где нет учреждений банков, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, могут быть установлен срок сдачи «сверхлимита» раз в несколько дней.

Сдача наличных, превышающих установленный лимит на следующий день, может предоставляться организациям, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства. Всем же остальным организациям необходимо будет сдавать «лишнюю» сумму в день поступления наличных денег в кассу (п. 2.4 положения). Последней заполняемой позицией в расчете является указание цели, на которые предполагается использовать полученную наличную выручку. Так, в положении уточняется, что организации могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку только по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков и только на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России (п. 2.7 положения).

11. Решение об отмене приостановления операций по нашему счету инспекция вынесла, и его копию мы уже получили по почте, но счет заблокирован по-прежнему. Звонили в банк, там сказали, что ничем помочь не могут, потому что решения из налоговой до сих пор нет. Можем ли мы как-то ускорить процесс разблокировки счета?

Лучше не пускать на самотек процесс передачи решения об отмене приостановления операций из инспекции в банк. Разблокировать счет банк действительно не может, пока не получит этого решения из ИФНС. Причем отправить этот документ инспекторы могут и по почте заказным письмом, что может привести не только к задержке с разблокировкой, но и к утере решения по вине почтовых служб. Поэтому в ваших интересах сходить в банк и попросить выдать доверенность на получение в ИФНС решения о разблокировке непосредственно на руки. Решение в этом случае ваш работник самостоятельно доставит в банк, и счет будет разблокирован в тот же день. Заметим, что против такого ускорения процесса разблокировки не возражают и финансисты.

-->